Определение условий конкурса отнесено к полномочиям субъектов РФ, при этом порядок проведения конкурсов предполагается определить на уровне Правительства РФ. С проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» можно ознакомится здесь.
Объем обязанностей регионального оператора по обращению с отходами включает в себя беспрецедентные для российского законодательства полномочия, учитывая, что статус регионального оператора может быть получен только на конкурсной основе и наделено таким статусом может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации, так же, как и государственные и муниципальные учреждения не планируется допускать к конкурсу.
Основными рамками работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Регоператор ТКО) будут:
- Территория, в границах которой Регоператор ТКО будет полностью нести обязательства по обращению с ТКО.
- Соблюдение правил и технологий по обращению с отходами, включая соблюдение нормативов и выполнение лицензионных требований;
- Учет обращения с ТКО в отношении объема, качества, используемых технологий;
- Учет расходов по обращению с ТКО;
- Публичное раскрытие информации о порядке обращения с ТКО на подведомственной территории;
- Устранение несанкционированных свалок на подведомственной территории;
- Обоснование единого тарифа коммунальной услуги по обращению с ТКО;
- Объем финансирования, предоставляемого из бюджетов различных уровней на цели обеспечения обращения с ТКО;
- Срок, на который предоставляется статус Регоператора ТКО;
- Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с потребителями услуги по обращению с ТКО;
- Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с организациями, участвующими в производственном цикле обращения с ТКО, в отношении отходов образованных или ввозимых на территорию подведомственную Регоператору ТКО;
- Санкции за не выполнение обязанностей Регоператора ТКО и оснований для лишения статуса Регоператора ТКО, сформулированных как в соглашении, заключаемом по итогам конкурса, так и в требованиях законодательства и нормативных правовых актах федерального и регионального уровней;
- Участие в разработке инвестиционных программ в сфере обращения с ТКО, затрагивающих подведомственную Регоператору ТКО территорию.
В данном обзоре хотелось бы уделить внимание общему замыслу реформы в сфере обращения с ТКО. Нельзя не отметить, насколько исчерпывающим является приведенный список, если рассматривать функции хозяйственного общества. Сложно назвать какое-нибудь еще направление работы, которое не затронет Регоператора ТКО специальным регулированием. Связь объема и характера регулирования, предназначенного исключительно для Регоператора ТКО, и исключительного статуса Регоператора вполне очевидна.
«Зарегулированность» еще будет предметом многих дискуссий, но сложно отрицать, что меры по лицензированию и наложение штрафов за отдельные формальные нарушения в области обращения с мусором до настоящего времени почти не привели к заметным результатам в борьбе с все увеличивающимися объемами мусора. Обращение с ТКО – сфера, которая всегда была и будет остросоциальной. Причем чем хуже ситуация, тем больше внимания к проблеме. При улучшении ситуации оказывается, что «так и должно быть».
Выбор объема регулирования представляется оправданным, так как стоимость услуги для населения прямо связана и с используемыми технологиями, и с качеством реализуемой технологии, а также с качеством долгосрочного планирования и контролем за реальными технологиями, обеспечивающими обезвреживание ТКО или вторичное использование отходов. Комфорт и безопасность проживания без внимания к проблеме мусора и экономике обращения с мусором уже не могут быть обеспечены. В РФ выбран достаточно бюрократический вариант реализации реформы в сфере обращения с ТКО, но была ли возможность реализовать это иначе?
Сотрудникам Регоператора ТКО, предстоит очень большая работа, в том числе по созданию внутренней организации деятельности, в которой будут соединены и функции управления технологическими процессами в реальном времени, и функции управления инвестиционными проектами, и реализация полномочий, ранее более характерных для органов власти.
История обращения с ТКО в России с началом 2016 года получила импульс к развитию, который еще предстоит оценить.
Геннадий Стремоухов 01.02.16 в 11:57 пишет:
Ссылка на материал колпак Проблему отходов надо решать не на свалке, а на стадии проектирования и производства товара..а то что мы шарахнулись закрывать полигоны...МУСОРНЫЙ ГОЛЬФСТРИМ не остановит...У нас в структуре мусора 50% УПАКОВКА, и самая РАЗВИВАЮЩАЯСЯ отрасль УПАКОВОЧНАЯ...поэтому действующая система управления отходами НИЧЕГО в сути НЕ РЕШАЕТ а просто БОДАНИЕ С ОТХОДАМИ ПРЕВРАЩЕНО В ДОХОДНЫЙ БИЗНЕС... И РЕШИТЬ эту проблему можно ТОЛЬКО ТАК. Ссылка на материал коцепция Просто по другому она НЕ РЕШАЕТСЯ... Извините
Отредактировано с учетом правил! Администратор портала.Антон Зайцев 01.02.16 в 13:57 отвечает:
Геннадий, то что происходит на свалках и полигонах это следствие разумеется...
Но по вашей ссылке похоже еще больший ужас похоже предлагается "Продукция выпускаемая производственными структурами в рамках эксперимента распределяется на доли между участниками эксперимента по согласованным регламентам." при этом участники эксперимента чиновники - остальные, непосредственно те кто организует и делает должны все делать за еду? Кто определит расценки? Кто напишет и с кем согласует регламенты? Государственно-кооперативное - это кто с кем условия определяет - чиновники для чиновников?
Как-то в предлагаемой вами концепции даже возможность инициативы отсутствует - откуда инвестиции возьмутся? Кто будет думать об окупаемости? Идея "пересадим чиновников на российский автомобиль" не нова, ну путем отверточной сборки - отчитываются, что якобы на нашемарках ездят и то не все как-то :)