Статc–секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в ходе телемоста, организованного газетой «Деловой Петербург», обсудил с петербургскими бизнесменами проблемы переработки отходов и развитие мусороперерабатывающей отрасли.
Виктор Евтухов, статс–секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
Мы рассматриваем обращение с отходами как самостоятельную отрасль российской экономики. Очевидно, что эффективное управление отраслью невозможно без развития технологической составляющей, чем в настоящее время и занимается Минпромторг в рамках полученных в марте этого года полномочий.
Сегодня необходимо провести модернизацию производственно–технических комплексов, осуществляющих обработку, утилизацию, обезвреживание отходов. Здесь невозможно обойтись без требований технологической эффективности, которые частично заложены в справочниках наилучших доступных технологий, а частично предстоит разработать в рамках правительственных постановлений.
Но для организации новых комплексов и совершенствования существующих, заложенные ФЗ № 458 механизмы малоэффективны. Нормативы утилизации слишком низкие для вовлечения ресурсов во вторичный оборот. К примеру, по изделиям из бумаги и картона на этот год норматив утилизации — 5–10%, по шинам — 15%, по стеклянным изделиям — 10%, по пластмассовым изделиям и электронному оборудованию — вообще ноль.
Частично это связано с кризисными явлениями в экономике, и, чтобы снизить нагрузку на бизнес, срок по выполнению нормативов утилизации был перенесен (расширенная ответственность производителей за утилизацию отходов от использования товаров наступила 1 января 2015 года, но нормативы утилизации по всем группам товаров за 2015 год равны нулю).
К сожалению, российские технологии по утилизации и обезвреживанию отходов находятся не в авангарде. Мы должны направить усилия на их развитие, опираясь на зарубежный опыт, а в перспективе опережая его. Требуется поддержка проведения научно–исследовательских работ и привлечение иностранных технологий. Западное оборудование стало дороже, наступили благоприятные условия для расширения рынка сбыта российского оборудования. У нас уже есть такие проекты, которые касаются, например, сепарации отходов. Мы ведем переговоры с западными коллегами и работаем над созданием условий, чтобы иностранным производителям было интересно здесь локализоваться. Ряд зарубежных технологий готов выкупить Росатом. Сейчас рассматривается механизм заключения специнвестконтрактов, позволяющих предоставить ряд преференций, включая налоговые льготы, для организации таких производств. Мы рассчитываем, что экологический сбор будет направлен на поддержку развития отечественных технологий.
Базовым документом для развития отрасли станет «Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» с участием Минприроды, Минэнерго, Минстроя. Стратегия направлена на развитие отрасли промышленности, объединяющей предприятия по производству оборудования для переработки отходов, предприятия по переработке отходов, а также субъекты, применяющие отходы и продукты их переработки в качестве сырья в технологических процессах. Ее цель — создание эффективной отрасли, обеспечивающей планомерную минимизацию количества отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации и обезвреживанию, до нуля.
Проект стратегии практически доработан и в ближайшее время будет размещен на сайте Минпромторга России для общественного обсуждения. Направляйте свои замечания и предложения. Мы всегда отвечаем на запросы и прислушиваемся к мнению участников рынка.
Светлана Васильева, партнер ООО «ИнтерЛом Экология»:
Хотелось бы узнать об экологических сборах для компаний–импортеров, которые необходимо платить с 1 января 2017 года. В данном случае мы говорим о телекоммуникационном оборудовании. Как этот сбор будет зачитываться, если компания будет самостоятельно организовывать утилизацию?
Виктор Евтухов:
Федеральным законом № 458 от 29.12.2014 введена расширенная ответственность производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов от использования этих товаров. Норматив по телекоммуникационному оборудованию составляет в этом году 0%, а в следующем — 5%. Если вы не хотите заниматься утилизацией отходов, можете заплатить сбор и забыть о ней или заключить договор со специализированной компанией.
Если вы самостоятельно выполняете нормативы утилизации, платить экологический сбор не нужно. Механизм возврата уплаченного экологического сбора как импортерам, так и производителям товаров законодательством не предусмотрен.
Сергей Соколов, глава муниципального образования «Гавань»:
В рамках нашего проекта по сортировки отходов мы открыли три подземные площадки на территории муниципального образования по раздельному сбору мусора. Эта инициатива реализуется за счет бюджета муниципалитета. В ближайшее время мы откроем еще две площадки, а за 5–7 лет планируем опустить под землю все контейнеры на территории муниципального образования для раздельного сбора мусора. Эксперимент показал, что люди готовы сортировать мусор. За 2 месяца доля смешанных фракций составила не более 20%.
Но важен и другой аспект. Эта инновационная контейнерная площадка на 90% состоит из отечественного сырья, не имеет постоянного электроснабжения для подъема контейнеров на поверхность. Необходимая мощность подается от бортовой 24–вольтовой сети мусоровоза. Площадки полностью энергонезависимы и могут быть построены в любом месте, где имеется возможность сооружения бетонного кессона глубиной 4 м. Итогом реализации нашей программы может стать полный отказ от тарифа по сбору и вывозу мусора для населения, потому что мы сразу сортируем мусор и продаем готовое вторсырье на соответствующее производство. Хотелось бы услышать мнение Минпромторга на эту тему.
Виктор Евтухов:
Политику государства в этой области определяет Минстрой РФ. Вы проводите очень интересный эксперимент, и было бы хорошо показать его широкой публике. Вопрос раздельного сбора мусора неоднозначный. Важно учитывать, что раздельный сбор отходов также предполагает их раздельный вывоз, следствием чего будет являться увеличение количества рейсов автотранспорта и неэффективность с точки зрения затрат и нагрузки на окружающую среду. Современные мусоросортировочные комплексы обеспечивают глубину извлечения полезных фракций до 75% от массы отходов на входе.
Дмитрий Салденик, управляющий партнер ООО «ИнтерЛом Экология»:
Какие требования будут предъявляться к региональным операторам и как их планируется подбирать?
Виктор Евтухов:
Принято постановление правительства РФ №881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» от 05.09.2016 вместе с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Документы находятся в открытом доступе и содержат исчерпывающую информацию о процедуре и критериях выбора регионального оператора. Выбор регионального оператора — это конкурсная процедура, и если есть сомнения в правильности ее проведения, то можно смело обращаться в ФАС.
Дмитрий Савинов, генеральный директор ООО «Сорос»:
Как единый оператор будет влиять на территориальные схемы обращения с отходами? Обяжут ли транспортную компанию возить отходы на тот или иной полигон?
Виктор Евтухов:
Регионы самостоятельно утверждают территориальные схемы обращения с отходами, в которых определены потоки движения отходов. Эти схемы являются основой конкурсной документации в процедуре выбора регионального оператора. Региональный оператор обязан работать в рамках утвержденных схем и установленных тарифов и заключать договоры с компаниями, осуществляющими деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, указанными в конкурсной документации.
Транспортную компанию региональный оператор выбирает по конкурсу, обозначив тариф на транспортировку, который он готов предложить. И здесь транспортные компании, исходя из здравого смысла и экономической эффективности, принимают решения об участии в конкурсной процедуре.
Богдан Терешкевич, консультант группы разрешения налоговых споров департамента налогового и юридического консультирования КПМГ:
Наши клиенты интересуются вопросами, связанными с экологическим сбором, потому что не находят ответа в законодательстве. В частности, хотелось бы уточнить, с какого момента осуществляется уплата экологического сбора для товаров и упаковки: когда компания учитывает товары и упаковку или когда их реализует? Также хотелось бы уточнить, как должна определяться масса товарной упаковки, которая является базой для определения экологического сбора. Какими документами компания может подтвердить показания по массе? И вопрос, который волнует многих: возможен ли зачет нормативов по утилизации для экологического сбора, если по одной товарной группе он перевыполняется в отношении другой товарной группы.
Виктор Евтухов:
Норматив утилизации отходов от использования товаров рассчитывается от объема реализованной продукции. Массу отходов, подлежащих утилизации, можно определить по технологическим картам производителя или путем банального взвешивания. Сейчас разрабатывается единая государственная система учета отходов от использования товаров, куда разработчики планируют заложить справочники по переводу единиц в массы. Норматив утилизации может быть выполнен за счет утилизации отходов, входящих в одну или несколько групп товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров или аналогичного способа обработки отходов от их использования. Если утилизация выполнена сверх норматива, то перевыполненный объем зачитывается в следующем году. Здесь закон защищает интересы производителей и импортеров товаров.
Константин Павлов, генеральный директор ООО «Гуд Тайер»:
Наша компания импортирует шины, восстанавливает их и занимается их утилизацией. Насколько я понял, как импортер мы будем платить экологический сбор, но вернуть его не сможем, несмотря на то что у нас есть свое предприятие по переработке шин. В связи с этим вопрос: является ли восстановление шин одним из аспектов переработки отходов?
Виктор Евтухов:
Самостоятельная утилизация шин не предполагает уплаты экологического сбора. Утилизация отходов включает повторное применение отходов. Относятся ли сюда шины? Предлагаю проработать этот вопрос с Минприроды России, поскольку ранее он не ставился. Кстати, вопрос интересный: отвечают ли восстановленные шины качеству новых и как их оценивать — как отходы или как новый продукт?
Игорь Смирнов, начальник отдела экологического проектирования ООО «ПрофИМПЕКС»:
Существующая сегодня система экологической отчетности не позволяет полностью отразить процессы обращения в случае сортировки. Возможно, у Минпромторга есть возможности влияния на ведомства, которые составляют формы отчетности, чтобы учитывались процессы превращения отходов из одного вида в другой. В ином случае возникает ситуация, когда мы можем реализовать этот процесс, но не можем за это отчитаться.
Виктор Евтухов:
Мы поставили для себя задачу подготовить проект закона о вторичных ресурсах, чтобы определить понятийный аппарат и критерии отнесения отходов к вторичным ресурсам, что позволит упростить многие процедуры. Ваше пожелание надо сформулировать и прислать нам на рассмотрение.
Алексей Петров, директор по продажам ООО «Авангард»:
Наша компания производит в г. Тосно и в г. Шахты спанлейс — это технология производства нетканого полотна путем плотного соединения волокон вискозы и полиэфира водяными струями высокого давления, без применения клеевых составов. Среди наиболее популярных изделий из спанлейса — сухие или влажные протирочные материалы, влажные салфетки, одноразовое белье и одежда. Он активно используется в больницах, гостиницах, спа–салонах, парикмахерских и т. д. Вискозу мы покупаем в Австрии, полиэфир везем из Белоруссии. У нас есть возможность брать использованный материал и перерабатывать его вторично, для чего мы специально создали необходимое оборудование. Но мы не понимаем, как собирать это использованное сырье. Возможно ли разработать такую систему и внедрить ее в работу?
Виктор Евтухов:
Больницы должны отчитываться об утилизации медицинских отходов, искать компании, готовые их перерабатывать, и договариваться с ними. Вопрос вторичной переработки отходов требует серьезной проработки вместе с Минздравом РФ, учитывая специфику данных отходов. Кроме того, нам было бы интересно сотрудничество с вашей компанией, предлагаю направить информацию о вашем продукте в Департамент развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка.
Илья Лазарев, директор ООО «Городской центр по обращению с отходами»:
Проблему переработки отходов условно можно разделить на две части. Первая — обращение с бытовыми отходами от населения. Вторая — отходы производств, складов, магазинов и т. п. По нашему опыту, у большинства крупных и средних предприятий система работы с отходами функционирует на высоком уровне. Они заинтересованы больше отходов продать, чтобы снизить платежи за негативное воздействие на окружающую среду и получить дополнительный источник прибыли за счет так называемой полезной фракции. Гораздо больше проблем с физлицами и бытовыми отходами. Пока у людей не появится возможность раздельного сбора и законодательно не будет закреплена ответственность за неправильное обращение с отходами, система не изменится.
Источник
Фото: dp.ru
Начните же его скорее! И не забудьте поделиться с друзьями.