С началом нового 2016 года вступят в силу изменения Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона 458-ФЗ от 29 декабря 2014 года), придающие силу закона новой для России терминологии «обращение с твердыми коммунальными отходами» (ТКО) взамен «обращения с твердыми бытовыми отходами» (ТБО).
Предложенный реформой механизм обращения с ТКО призван полностью заменить собой существующий порядок обращения с ТБО – это действительно реформа, а не косметические изменения. «Порядок обращения с ТБО» не может плавно трансформироваться в «порядок обращения с ТКО» в силу того, что реформа затрагивает всех участников отрасли обращения с отходами.
Органы власти всех уровней получают новые полномочия и обязанности, самыми значимыми из которых являются:
- разработка и утверждение территориальной схемы планирования обращения с отходами;
- выбор регионального оператора;
- утверждение тарифа новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами – единого тарифа регионального оператора.
- необходимо будет получить новый статус - либо участвовать в конкурсе на выбор регионального оператора (т.е. претендовать на получение новых функции и полномочий), либо готовится к перезаключению договоров на новых условиях и с использованием нового тарифа;
- необходимо запланировать новую лицензионную отчетность и готовится к изменениям в порядке лицензирования и контроля за лицензируемой деятельностью (в том числе разобраться, нужно получать лицензию или нет и когда это необходимо сделать).
- нужно ожидать изменений в составе коммунальных услуг и тарифах;
- обеспечить заключение новых договоров на новую коммунальную услугу с участниками отрасли получившими новый статус.
- готовится к новым формам отчетности;
- к уплате экологического взноса или начать самостоятельную утилизацию и переработку отходов, обеспечивающую освобождение от уплаты экологического взноса.
- готовиться участвовать в проектах по обращению с твердыми коммунальными отходами, реализуемых в соответствии с новыми требованиями законодательства.
Самыми ожидаемыми решениями в отрасли обращения с отходами до начала 2016 года были решения, устанавливающие правила переходного периода, особенно касающиеся правил лицензирования и реализации полномочий органами власти субъектов РФ.
Эти решения подготовлены, но законопроект № 392898-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в том числе вносит изменения и в Федеральный закон № 89-ФЗ, и в Федеральный закон № 458-ФЗ, не прошел процедуры принятия в третьем чтении, хотя 25 декабря 2015 года был одобрен Советом Федерации. С текстом законопроекта №392898-6 к третьему чтению можно знакомится на сайте Государственной Думы и в библиотеке ProWaste.
По коллизии для обязанности получить лицензию и срокам принятия изменений в федеральное законодательство еще предстоит получать разъяснения, в том числе будет важна позиция лицензирующих и правоохранительных органов (прокуратура уже поставила на контроль требования законодательства и их исполнение в реформе сферы обращения с отходами).
Принятие законопроекта №392898-6 также будет очень ожидаемым для реализации полномочий по утверждению территориальной схемы обращения с отходами органами власти субъектов РФ.
Следует отметить, что нормы федерального законодательства по существу не являются нормами прямого действия. Количество нормативных правовых актов федерального уровня в виде постановлений Правительства РФ или ведомственных нормативных правовых актов, находящихся в стадии разработки или согласования, – около двадцати.
Александр Цыганков 04.01.16 в 12:29 пишет:
На странице законопроекта на сайте АСОЗД как раз таки указано, что 29 декабря документ подписан президентом