Нормативный акт закладывает основу для принятия субъектами РФ территориальной схемы обращения с отходами – документа, который определит условия развития отрасли обращения с отходами. Органам власти каждого из субъектов РФ предстоит до конца текущего 2016 года разработать и принять территориальную схему обращения с отходами, соответствующую установленным требованиям. Также до начала 2017 года должен быть выбран региональный оператор по обращению с отходами и установлен тариф для коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Основой расчетов экономики отрасли по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Постановлением Правительства РФ №197 должны стать:
- сведения из нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
- данные государственного статистического наблюдения;
- нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Территориальная схема обращения с отходами является единственным документом, в котором должны быть собраны все данные по образованию отходов и поступлению отходов с других территорий, на основе которых должны производиться расчеты тарифов.
Одной из особенностей Постановления Правительства РФ №197 является то, что данный нормативный акт не содержит методики разработки территориальных схем обращения с отходами. Таким образом, субъектам РФ предстоит самостоятельно определить порядок сбора и анализа данных, периодичность их актуализации, показатели, по которым может проводиться мониторинг эффективности обращения с отходами в регионе. Степень готовности регионов к комплексной работе по планированию и реализации реформы обращения с отходами различна и зависит в том числе от обеспеченности регионов оборудованными объектами по захоронению отходов и бюджетной обеспеченности. Субъектам РФ требованиями Федерального закона 89-ФЗ установлено завершить работу по полной инвентаризации источников образования отходов, свести баланс обращения с отходами в регионе и запустить работу регионального оператора до начала 2017 года.
Одним из значимых источников финансирования реализации территориальных схем обращения с отходами Федеральный закон №89-ФЗ определил средства экологического сбора, уплачиваемого производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. До настоящего времени не приняты федеральные нормативные акты, на основании которых формируются правила и условия предоставления такой государственной поддержки с федерального уровня за счет средств экологического сбора для реализации территориальных схем обращения с отходами. Соответственно, учесть такую поддержку при расчете тарифов не представляется возможным. Порядок расчета и сроки уплаты экологического сбора все еще обсуждаются, в том числе возможность установления обязанности по его уплате после 2019 года.
Отсутствие единой методической поддержки регионов по порядку разработки территориальных схем обращения с отходами и отсутствие решения о порядке и источниках финансирования федеральной государственной поддержки новой системы управления отраслью обращения с отходами могут привести либо к тому, что тариф коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами будет рассчитан без учета федеральной поддержки, либо к необходимости неплановых бюджетных расходов, не обеспеченных источником финансирования для бюджетов федерального или регионального уровней.
Начните же его скорее! И не забудьте поделиться с друзьями.