Cделаем вместе Россию чище!

Все об отходах - новости, статьи, обсуждения.

0 26.02, 09:02

Экологический сбор: государственная поддержка реформы в сфере обращения с отходами

Автор:

О себе: Член экспертной рабочей группы НП «Национальное бюро по переработке отходов»

Идея экономического обеспечения утилизации потребительских товаров, включая упаковку, после их использования за счет включения таких расходов в стоимость производства и привлечение производителей к проблемам переработки и утилизации формировалась с семидесятых годов прошлого века и во многом является основой работы сферы обращения с коммунальными отходами стран, создавших эффективные механизмы переработки, вторичного использования и утилизации коммунальных отходов.

Сроки начала реализации в Российской Федерации данного механизма в настоящее время определены Законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ в редакции Федерального закона №404-ФЗ от 29.12.2015.

Норма статьи 24.5 Федерального закона 89-ФЗ устанавливает, что экологический сбор уплачивается производителями и импортерами товаров до 15 апреля года, следующего за отчетным. К комплексу нормативных актов, принятие которых отнесено ко компетенции Правительства РФ и которые должны обеспечить работу института государственного финансирования региональных программ обращения с отходами и реализацию территориальных схем обращения, до настоящего времени больше вопросов, чем ответов.

Администрирование взимания и использования экологического сбора с производителей и импортеров потребительских товаров требует создания механизмов, до настоящего времени в Российской Федерации не существовавших, без которых нельзя говорить не только об эффективности использования, но и даже о самой реализации данной концепции.

Постановление Правительства РФ «О порядке взимания экологического сбора» от 08.10.2015 №1073 может начать работать только при условии создания под эгидой Росприроднадзора электронного сервиса для представления производителями и импортерами товаров расчета суммы экологического сбора, предназначенного для контроля за правильностью исчисления экологического взноса и обмена информацией в связи с расчетами по уплате экологического взноса.

Сведений о разработке такого сервиса пока нет, более того, сроки, установленные Постановлением Правительства №1073 от 08.10.2015 для начала работы по взиманию экологического сбора, уже прошли. Следует отметить, что объем работы по администрированию сборов такого масштаба Росприроднадзором никогда не выполнялся, то есть перед Росприроднадзором стоит задача по реализации новой для него компетенции. Текст Постановления Правительства №1073 от 08.10.2015 содержит, в том числе, право представлять расчет размера экологического сбора в бумажном виде, что не может не привести к значительным задержкам в обработке информации и в том числе может привести к значительным ошибкам и взаимным претензиям, которые вряд ли можно будет разрешить иначе, чем в судебном порядке.

Решение вопроса о ставках экологического сбора, без которых невозможно даже приступить к расчету сумм, подлежащих уплате, находится в стадии согласования проекта постановления Правительства РФ. При этом Минэкономики России еще в октябре 2015 года не подтверждало согласование расчетов ставки экологического сбора, предложенных Минприроды России.

Процедура освобождения производителя или импортера от уплаты экологического сбора в случаях, если утилизация обеспечивается производителем или импортером самостоятельно, либо товары вывозятся за территорию Российской Федерации, также требуют детального регулирования, при этом не обсуждаются даже проекты таких нормативных актов.

Отсутствие регулирования, непроработанность принятых нормативных актов, отсутствие координации работы федеральных министерств и ведомств существенно отодвигают сроки реализации реформы и, более того, не дают возможности полноценно реализовать полномочия, возложенные на субъекты Российской Федерации в части формирования региональных программ и территориальных схем обращения с отходами. Кроме того, ответственные производители и импортеры потребительских товаров, располагающие возможностями по утилизации и переработке, не получают возможности реализовать свои возможности, поскольку производственный цикл по сбору и переработке разомкнут юридически и экономически.

Одним из возможных решений может стать повышение уровня контроля за ходом реформы, подготовки нормативных актов, привлечение экспертов отрасли к обсуждению предлагаемых к реализации механизмов на уровне государственной правительственной комиссии, поскольку уровень значимости вопросов в сфере обращения с коммунальными отходами складывается из экологической безопасности, экономической заинтересованности производителей товаров и расходов населения на жилищно-коммунальные услуги, при этом срок реформы платежа граждан установлен с 1 января 2017 года.
На сайте работает система работы с ошибками, чтобы указать на неточность в тексте, выделите его, а затем нажмите Ctrl+Enter, после чего следуйте инструкциям. Для пользователей мобильных устройств, нажать эту ссылку.
Вы хотите оставить комментарий? Тогда Вам нужно войти через сайт или социальные сети нажав на одну из соответствующих кнопок ниже. Если Вы профессионал в этой отрасли, тогда обязательно необходимо зарегистрироваться, чтобы публиковать не только комментарии, но и свои статьи.
  • Обсуждения этой темы еще пока нет...
    Начните же его скорее! И не забудьте поделиться с друзьями.
Комментарии
12.10, 14:36
Администратор : Нет фото объекта.
27.09, 13:34
Обсуждаемые новости
Обсуждаемые статьи